Молодая афганская девушка в Кыргызской Республике обрела надежду и решимость приносить пользу своей родной стране с помощью образования.
С детства Сухайла всегда находила утешение в цифрах. “Мне не нравится неопределенность”, — сказала 24-летняя бывшая афганская беженка, которая сейчас работает в финансовом управлении. “ А цифры всегда точные, стабильные”.
Для человека, который был вынужден покинуть свой дом в возрасте четырех лет, это стремление к стабильности вполне объяснимо. В 2000 году, на фоне растущей нестабильности и насилия в Афганистане, родители Сухайлы решили, что это больше не безопасное место для воспитания их детей, и семья бежала в Кыргызскую Республику.
“Поначалу было трудно”, — вспоминает Сухайла, добавляя, что только после того, как семья записалась на занятия, предлагаемые Агентством ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), в том числе на курсы русского языка, они начали интегрироваться и дружить с другими членами афганской общины в столице страны в городе Бишкек.
Будучи признанными беженцами, Сухайла и ее семья получили карточки беженцев и имели доступ к некоторым основным правам, включая образование. Вскоре она и ее братья и сестры освоились в новой школе, но Сухайла вспоминает, что ее матери, которая была домохозяйкой, было гораздо сложнее адаптироваться к их новой жизни в Бишкеке.
“Именно тогда я решила, что хочу быть независимой”, — сказала она, добавив, что получение образования было самым важным шагом на пути к достижению этой цели.
После окончания средней школы Сухайла захотела продолжить учебу. Родители поддерживали ее, но она знала, что это требует огромных финансовых затрат. Когда она услышала о стипендиальной программе DAFI, проводимой УВКБ ООН при поддержке правительства Германии и других доноров, она решила подать заявление. Год спустя она получила стипендию для получения степени бакалавра в области делового администрирования по специальности «Финансовый учет» в Американском университете Центральной Азии.
“Когда я получила стипендию, у меня словно гора свалилась с плеч”, — сказала она.
“Когда я получила стипендию, у меня словно гора свалилась с плеч”.
Молодые беженцы сталкиваются с огромными препятствиями, когда речь заходит о получении высшего образования. Помимо высокой стоимости обучения, у многих из них нет электричества или возможности подключения к интернету дома. Для молодых женщин-беженок эти препятствия еще выше: например, мальчики-беженцы заканчивают среднюю школу чаще, чем девочки-беженки. Несмотря на достигнутый прогресс в увеличении числа беженцев, поступающих в высшие учебные заведения, с 1 процента в 2019 году до 7 процентов в 2023 году, отчасти благодаря программе DAFI, показатели зачисления по-прежнему значительно отстают от показателей среди лиц, не являющихся беженцами.
С момента запуска программы DAFI в Кыргызской Республике в 1997 году более 100 молодых беженцев смогли получить высшее образование.
Для Сухайлы поступление в университет изменило ее жизнь во многих отношениях. Она обнаружила, что ее окружают яркие, амбициозные молодые женщины, многие из которых родом из Афганистана.
“Я не выросла в условиях конфликта, а эти девочки выросли. Несмотря на это, у них было столько энергии и желания изменить свои жизни”, — сказала она.
То, что она узнала от своих новых друзей, а также возможность свободно учиться в гуманитарном университете вдохновили ее на более глубокий интерес к происходящему в Афганистане и усилиям по прекращению конфликта там.
“Поскольку я родом из Афганистана, где всегда конфликты, всегда война, мне было интересно узнать о миротворческих организациях, о том, как они работают над такими вопросами”, — сказала она. “Эта работа действительно ценна, а иногда и опасна, но она того стоит”.
Сегодня Сухайла работает в административно-финансовом отделе международной неправительственной организации «Search for Common Ground», занимающейся вопросами социальной сплоченности, разрешения и предотвращения конфликтов. И хотя она была в далеке более 20 лет, она никогда не забывала об Афганистане и его женщинах.
“В будущем, если с точки зрения безопасности будет возможно вернуться и работать в Афганистане, я действительно хочу помогать женщинам там … У меня было действительно разбито сердце, когда я услышала, что Талибан запретили женщинам получать высшее образование”, — сказала она.
С 2021 года женщины и девочки в Афганистане сталкиваются с систематической дискриминацией во всех сферах общественной жизни и не могут осуществлять свои основные права человека. УВКБ ООН совместно с другими подразделениями системы ООН продолжает призывать фактические власти страны отменить ограничения в отношении женщин и девочек.
Сухайла стала на шаг ближе к осуществлению своей мечты о путешествиях и работе в 2023 году, когда она получила гражданство Кыргызской Республики с помощью юридической поддержки и консультационных служб УВКБ ООН.
“Несмотря на то, что у меня была карточка беженца и я могла официально работать в Кыргызской Республике, мне было трудно найти работу”, — объяснила Сухайла, добавив, что некоторые организации настороженно относятся к процессам найма беженцев.
“Это было чем-то нереальным”, — сказала она, вспоминая момент, когда получила гражданство. “Теперь, когда у меня есть гражданство, я чувствую, что могу контролировать ситуацию”.
Share on Facebook Share on Twitter