Благодаря стипендиальной программе ДАФИ для беженцев, Армин (второй слева) получает высшее образование по специальности "Общая медицина" в Казахстане. © УВКБ ООН, Казахстан.
Оригинальный текст опубликован в блоге Саммита по Трансформации Образования.
Сейчас, 15 лет спустя, когда гуманитарная ситуация в Афганистане только ухудшается, Армин уже свободно говорит по-русски (язык, употребляемый наравне с казахским) и в качестве зарегистрированного беженца успешно получил начальное и среднее образование в общеобразовательной школе. Имея хорошие оценки и склонность к естественным наукам, Армин хотел поступить в университет и стать врачом.
Однако, поскольку Армин — беженец, в отличие от одноклассников, высшее образование для него было практически недоступно.
Казахстан стал членом Организации Объединенных Наций (ООН) в 1992 году, вскоре после обретения независимости. В 1999 году страна присоединилась к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу к ней — основным международным документам по защите беженцев — и в 2009 году приняла «Закон Республики Казахстан «О беженцах». В реализацию положений Конвенции о статусе беженцев, Закон Республики Казахстан «Об образовании» обеспечивает детям-беженцам равный с гражданами доступ к начальному и среднему образованиям.
По состоянию на июнь 2022 года в Казахстане находятся 352 беженца (наряду с 648 лицами, ищущими убежище и 7 558 лицами без гражданства), большинство из которых долгое время живут в стране, некоторые даже десятки лет. Они говорят на казахском и/или русском языках, а некоторые имеют родственные связи с гражданами Казахстана и детей, родившихся в Казахстане.
Закон Республики Казахстан «О беженцах» предоставляет статус беженца на один год с необходимостью ежегодного продления данного статуса. Это не соответствует положениям Конвенции о статусе беженцев, поскольку составляет меньший срок, чем срок проживания, установленный для постоянно проживающих иностранцев. Беженцы лишены доступа к большинству социальных, экономических и гражданских прав, доступных для постоянно-проживающих иностранцев.
Будучи страной с уровнем дохода выше среднего и осознавая, что получение высшего образования зачастую связано со значительными расходами, Правительство Казахстана ежегодно предлагает различные образовательные гранты талантливым студентам из числа граждан страны.
Со статусом временного жителя беженцы не могут претендовать на эти гранты, а высшее образование остается доступным только тем, у кого есть средства. Зачастую семьи беженцев не могут выбрать высшее образование, когда приходится кормить семью, оплачивать жилье, а также нести дополнительные расходы в связи с учебой младших детей в школе.
Несмотря на хорошую успеваемость, культурную интеграцию и целеустремленность, большинство молодых беженцев не могут себе позволить высшее образование. Это ограничивает их возможности найти стабильную официальную работу в будущем, а также их способность вносить полноценный вклад в развитие экономики страны и общества.
В последние годы некоторые университеты и организации направили свою деятельность на решение данного вопроса. Так, например, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби предоставил двум студентам-беженцам полные академические стипендии в 2020 году, а Немецкая академическая инициатива для беженцев (ДАФИ) имени Альберта Эйнштейна, запущенная в Казахстане в 2021 году, оказала поддержку в получении высшего образования семи молодым беженцам. Армин является одним из стипендиатов программы ДАФИ. Сейчас он обучается по специальности «Общая медицина».
Цикл подачи заявок на стипендию ДАФИ 2022 года в Казахстане завершился совсем недавно. Как и в 2021 году, большинство претендентов – девушки, большинство из которых хочет связать свою жизнь с медициной.
Агентство ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) совместно со страновой командой ООН в Казахстане выступают за доступ беженцев к участию в конкурсе на предоставление государственных образовательных грантов для высшего образования наравне с гражданами.
Представляя молодежь из числа беженцев на недавних национальных консультациях по подготовке к Саммиту по трансформации образования, Армин озвучил просьбу: «Чтобы гранты, выделяемые Министерством образования Республики Казахстан для иностранцев, также включали беженцев в качестве целевой группы».
«Чтобы гранты, выделяемые Министерством образования Республики Казахстан для иностранцев, также включали беженцев в качестве целевой группы».
Как отметил Армин в своем обращении к участникам сессии, в Казахстане насчитывается 44 беженца в возрасте от 18 до 24 лет. Возможность наравне с гражданами конкурировать за государственные гранты незначительно повлияла бы на бюджет, выделяемый на образование. Однако оказала бы огромное влияние на перспективы построения карьеры и их будущую экономическую независимость.
Высшее образование обеспечивает получение академических знаний, способствует социальной сплоченности и повышает уверенность и мотивацию молодых людей вносить вклад в общество. Обеспечение доступа беженцев к высшему образованию лежит в основе Глобального договора обеженцах и Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
Учитывая, что в 2022 году Казахстан отмечает 30-летие своего членства в ООН, может ли это изменение стать одним из способов трансформации образования?
Share on Facebook Share on Twitter