Беспокоясь за свою собственную жизнь и безопасность своих близких, 33-летний афганский беженец Абдул Мухаммад Наваби был вынужден покинуть свой дом в афганской провинции Парван, своих родителей, друзей, работу и переехать в другую страну.
“Мы приехали в Таджикистан из Афганистана в 2017 году. Жизнь в Афганистане сопряжена с большой неопределенностью, поскольку вы не знаете, что может случиться с вами на следующий день. Все знают, какая там сейчас ситуация — постоянные убийства, грабежи, непрекращающиеся перестрелки и взрывы”.
В Таджикистане Абдул Мухаммад обрел второй дом. Здесь он продолжал заниматься тем, чем был увлечен, и делал это довольно успешно. Он портной и занимается пошивом различной одежды.
Со временем ему удалось обустроиться, и даже обучить своему мастерству не только своих соотечественников-афганцев, но и местных таджикских девушек.
“Я считаю Таджикистан своей второй родиной, так как мы чувствуем здесь поддержку как народа, так и правительства. Поскольку мы этнические таджики, нам было легче обустроиться, так как мы говорим на одном языке и поддерживаем хорошие отношения с нашими соседями. Нам удалось найти жилье и все необходимое для нормальной жизни”. Как говорится: “Дом — это не то место, где вы родились, дом — это место, где прекращаются все ваши попытки сбежать”.
Обладая навыками шитья и практикой управления магазином тканей своей семьи в Афганистане, Абдул решил продолжить свое семейное дело здесь. По словам Абдула, за то время, что он жил в Таджикистане, он обучил около 400 местных таджиков, а также афганцев тонкостям и основам этой профессии.
“Здесь мы производим практически все — от военных бушлатов до школьной формы, сарафанов, наволочек и медицинских халатов, а также разные униформы. Раньше я кроил ткани, а затем передавал их другим швеям для дальнейшего пошива. У каждого своя работа. Кто-то строчит, кто-то делает оверлок. Например, эта швея делает оверлок, а другая шьет национальные платья. Этот парень шьет школьную форму, а этот выбивает различные узоры на ткани. Здесь вы можете увидеть виды вышивки, которые мы используем, а здесь вы можете увидеть всю продукцию, которую мы производим. Мы также шьем афганскую национальную одежду по просьбе наших соотечественников, живущих в Канаде”.
У Абдула трое детей — два сына и дочь. Его младший ребенок, сын, родился здесь, в Таджикистане. Дети растут здоровыми и счастливыми, потому что они не видят горя и слез, которые испытали их родители, находясь в Афганистане.
Но вначале не все шло не так гладко. Начинать новую жизнь в незнакомой стране практически с нуля и адаптироваться к новым условиям всегда очень тяжело. Но трудности никогда не пугали Абдула. Он вырос в стране, которая находится в состоянии войны уже около 40 лет. Он был готов ко всему. Самое главное, чего он хотел, — это жить там, где нет ни бомбежек, ни ежедневных смертей, ни разрушений, ни голода, ни насилия. Он искал безопасную гавань, где его семья будет жить в мире, а у детей будет счастливое детство. Абдул верил, что все остальное можно преодолеть.
“Вначале, конечно, были некоторые трудности с поиском жилья и его обустройством. Около трех месяцев мы практически никуда не ходили, никого не знали. Кроме того, необходимо было найти работу, чтобы как-то поддерживать нашу жизнь”.
В поисках работы Абдулу посоветовали обратиться в одну из текстильных фабрик в Душанбе. Однако там ему было отказано, но Абдул настоял на том, чтобы ему дали возможность продемонстрировать свои способности, и если им не понравится его работа, то он уйдет.
“Я сшил школьную форму, они посмотрели на нее и сказали, что спросят руководство, могут ли они нанять гражданина другой страны, и дадут мне знать…”
Но ответа не последовало. Примерно через месяц Абдул снова пришел в ту же текстильную фабрику, так как совсем не было денег, чтобы заплатить за квартиру, детей нужно было отдать в детский сад, кроме того, он должен был отправить деньги своим родителям, несовершеннолетним братьям и сестрам, которые остались в Афганистане. Оказалось, что его настойчивость не пропала даром, а окупилась.
“На этот раз меня наняли временно. Чтобы заработать больше, я работал в две смены в двух разных мастерских. Таким образом, мне удалось сэкономить немного денег и купить швейную машинку, на которой я работал по ночам. Через некоторое время я купил еще одну швейную машинку, что позволило мне уйти с текстильной фабрики и перейти на рынок одежды”.
Так Абдул продолжил свою работу, но уже на рынке. Там он в основном подшивал или укорачивал брюки или подгонял под заказчиков одежду.
“Итак, я постепенно увеличил количество швейных машин и начал думать о том, как снять помещение и нанять сотрудников. Сначала там были только я и мой брат, который приехал со мной из Афганистана. Со временем нам удалось трудоустроить нескольких девушек, как из числа местных таджичек, так и афганских беженок. Слава Богу, сейчас все в порядке, хотя нельзя сказать, что проблем вообще нет. Отмечу, что в начале моей предпринимательской деятельности УВКБ ООН предоставило мне одну швейную машину. Сегодня нам нужно современное оборудование, которое могло бы способствовать развитию и расширению нашей деятельности. Если бы другие организациимогли нам помочь, мы бы наняли больше людей и тем самым внесли свой вклад в развитие страны”.
Хотя многие проблемы у Абдула остались позади, но еще много испытаний его ждёт впереди. Абдул Мухаммад понимает, что не сможет вернуться на родину, он больше и не мечтает об этом. Он знает, что сейчас ситуация в Афганистане еще более ухудшилась, чем была, когда он покинул страну.
В консультации с беженцами УВКБ ООН в Таджикистане продолжает искать долгосрочные решения для них. Национальное законодательство о беженцах в Таджикистане гарантирует лицам, ищущим убежища и беженцам право на труд и предпринимательскую деятельность.
В то же время возможности получения таджикского гражданства для беженцев остаются недоступными.
УВКБ ООН в Таджикистане реализует программы обеспечения средств к существованию для беженцев, поддерживая профессиональную подготовку, программы ученичества, трудоустройство и выделяя малые гранты на развитие бизнеса и создание самозанятости. Эта стратегия направлена на достижение экономической самообеспеченности беженцев, и уменьшение зависимости от ограниченной гуманитарной помощи.
Share on Facebook Share on Twitter